Контроль пищевого поведения: ученые учатся «тормозить» сигналы мозга

Контроль пищевого поведения: в переедании виноваты особые клетки мозга

Контроль пищевого поведения

Контроль пищевого поведения происходит на уровне работы мозга. Ученые провели очередной эксперимент, чтобы показать, как стремление съесть что-либо превалирует над сигналом мозга не делать этого. Исследователи Мичиганского университета изучили две группы клеток мозга, которые борются за контроль над поведением при потреблении пищи. Они поняли, что клетки, которые управляют желанием есть, превосходят те, которые сигнализируют об остановке.

В данном случае ведущую роль играет система опиоидных пептидов головного мозга. Она помогает формировать мотивации, эмоции, поведенческую привязанность. Введение определенного препарата может заблокировать эту систему и сыграть ключевую роль в борьбе с глобальной проблемой ожирения. На примере мышей изучались эти две группы мозга, расположенные близко друг к другу в области, регулирующей поведение.

 

В совокупности эти факторы вызывают интерес к пище, когда человек даже не голоден. Существует масса маркетинговых ходов для привлечения потребителей к пищевому товару, даже если они в ней не нуждаются ни сейчас, ни позже.
Прошлые исследования показали, что проопиомеланокортин (прогормон, сложный полипептид) реагирует на определенные сигналы в организме, ограничивая тягу к еде, в то время как агути-связанный пептид (нейропептид) управляет тягой к пище, особенно когда человек съел мало или когда прошло много времени после последней трапезы. В ходе опытов команда ученых стимулировала проопиомеланокортин. Но, к сожалению, соседняя группа агути-связанных пептидов (AGRP) тоже стимулировалась.

Эти клетки стимулировались параллельно и одинаково. При этом когда обе группы были активированы, наибольшее влияние на пищевое поведение оказывал сигнал «продолжать есть» от AGRP. Этот сигнал показал себя мощнее, чем импульс об остановке. Затем исследователи применили технику, которая называется активация c-fos гена. Они обнаружили, что активация AGRP также активирует систему опиоидных пептидов, и что введение препарата останавливает желание есть.

Контроль пищевого поведения – проделки маркетологов и бизнеса

Ученые задались вопросом: могут ли запахи еды или ее вид, то есть активация работы органов чувств, вызвать желание переедать. И они полагают, что могут. Особенно если речь идет о коллективе, когда желание возникает у одного и ему следуют все остальные. В совокупности эти факторы вызывают интерес к пище, когда человек даже не голоден. Существует масса маркетинговых ходов для привлечения потребителей к пищевому товару, даже если они в ней не нуждаются ни сейчас, ни позже. Это визуальные подсказки, упаковка, запахи, эмоциональные ассоциации. Люди считают, что испытывают сильнейший голод, просто посмотрев на них. Поэтому исследователям предстоит изучать нейронные сигналы, вовлеченные в проницательные механизмы, которые заставляют людей есть.